Частая причина выхода турбокомпрессора из строя – ослабленная гайка вала

Oслабленная гайка вала

В турбокомпрессоре гайка вала удерживает крыльчатку и другие детали роторной группы на валу. Гайка вала – это обработанная с высокой точностью деталь, которую необходимо затягивать с определенным крутящим моментом. Гайки вала обычно имеют левую резьбу, если только части ротора не вращаются в обратном направлении. Гайку вала также можно называть «контргайкой» или «контргайкой рабочего колеса».

Турбокомпрессоры спроектированы с высокой точностью, рассчитаны на работу со скоростью до 360000 об/мин и достигают температуры до 850°C для дизельных двигателей и до 1050°C – для бензиновых. Работая в таких экстремальных условиях, легко увидеть, как могут происходить отказы и как может выполняться неправильная диагностика. Если внутри ротора возникает какое-либо сопротивление или блокировка, центробежная сила/инерция сохранятся, и гайка вала ослабнет.

Ослабленная гайка вала может привести к катастрофическому повреждению крыльчатки в течение нескольких секунд после начала работы турбокомпрессора. Чтобы помочь вам определить эти неисправности при ремонте, ниже мы выделили причины и признаки повреждений, вызванных ослаблением гайки вала.

Как крепятся гайки вала?

Наша процедура затяжки:
1. Приложить требуемый момент затяжки
2. Ослабить гайку вала
3. Затянуть до указанного крутящего момента. Это может быть окончательный крутящий момент или предварительный крутящий момент с добавленным углом для создания правильной величины усилия между гайкой вала и валом

With this tightening procedure and extensive operator training, here at Melett we have made a loose shaft nut a highly unlikely cause of turbo failure. Благодаря этой процедуре затяжки и углубленному обучению операторов мы в Melett добились того, что выход турбокомпрессора из строя из-за ослабленной гайки вала крайне маловероятен.

Причины ослабления гаек вала:

  • Превышение скорости вызывает чрезмерное радиальное расширение крыльчатки, но укорачивает ее длину. При этом усилие на вал ослабляется, и гайка вала начинает ослабевать. Нажмите здесь, чтобы просмотреть наше справочное руководство по превышению скорости.
  • Задиры на подшипниках, которые могут быть вызваны загрязнением масла или другим видом отказа, дают возможность крыльчатке тереться и «стопориться» о корпус, постепенно ослабляя гайку вала. Нажмите здесь, чтобы просмотреть наше справочное руководство по загрязнению масла.
  • Вибрация турбокомпрессора вызывает ослабление гайки, особенно если впоследствии вал треснет в канавке для выхода режущего инструмента.)
  • Повреждение компрессора и/или турбинного колеса посторонним предметом выводит турбину из равновесия. Из-за этого оно трется о корпус, ослабляя гайку вала. Нажмите здесь, чтобы просмотреть наше справочное руководство по повреждениям посторонним предметом.
  • В большинстве турбокомпрессоров направление резьбы гайки вала противоположно направлению вращения вала. Если крыльчатка вращается по часовой стрелке, резьба гайки вала должна быть левосторонней – в противном случае гайка может ослабнуть во время работы.
  • Закупорка трубки подачи масла может привести к тому, что система подшипников «схватится» за вал, не давая ему вращаться, а это, в свою очередь, приведет к ослаблению гайки вала. Дополнительную информацию см. в нашем справочном руководстве по масляному голоданию.
Downloads

oil-contamination

Loose shaft nut

Признаки ослабления гаек вала:

  • Шум от турбокомпрессора при работе
  • Ухудшение эксплуатационных характеристик
  • Сколы на лопатках компрессора
  • Точечная коррозия на входе в компрессор
  • Точечная коррозия на лопатках компрессора
  • Разрыв крыльчатки

Предотвращение выхода турбины из строя из-за ослабления гаек вала:

  • Предотвратить выход из строя из-за ослабленной гайки вала не так просто. Единственный способ предотвратить проблемы – поддерживать двигатель в хорошем состоянии и правильно установить турбокомпрессор.
  • При установке турбокомпрессора всегда заменяйте масло и фильтр на масло правильной марки, указанное производителем автомобиля.
  • Используйте правильные моменты затяжки гайки вала. Для получения более подробной информации см. процедуру компании Melett выше. Моменты затяжки можно найти в бумажном «Каталоге запчастей Melett».

За дополнительной информацией по этой или другим темам обращайтесь в
службу технической поддержки Melett [email protected]